Наконец-то дошли руки и нашлось время, чтобы написать о том, как съездилось на стажировку по президентской программе :).

Учеба по Президентской программе.

Предыстория такова. В марте 2014 года я закончил обучение по Президентской программе переподготовки управленческих кадров.

Учился в МИРБИСе, выбирал специально, так как мнение было о том, что там реально бизнесовое образование. Ну и, естественно люди (преподаватели и студенты) тоже не скучные теоретики.

В общем мои ожидания оказались правильными на все 146% :). Учитывая, что государство еще и оплачивает 2/3 обучения, я получил явно больше, чем предполагал.

Отбор на стажировку

Более того, все отучившиеся по данной программе могут претендовать на участие в зарубежной стажировке. Естественно и это я не мог просто так пропустить.

Первую заявку я подавал на стажировку в Японии, но не разобрался (кстати разобраться в сдаче документов на стажировку непросто, как все государственное-все запутанно и с первого раза не понятно) и не уложился в сроки предоставления документов.

На второй раз я был более подготовленным и моя заявка отправилась в ФРЦ (федеральный ресурсный центр) явно в числе первых.

Потом месяц ожидания, несколько скайп-собеседований и вот мне сообщают, что я отобран для участия в стажировке в Швейцарии-Германии-Франции. Отлично! Собрал все документы, сделал бизнес-визу и в путь:)

Стажировка

Правда сначала был брифинг, где я первый раз увидел всех участников. Нас было 15 человек из разных регионов, начиная от Новосибирска и заканчивая Астраханью. Естественно, в этот день мы только увидели друг друга и разъехались, так как с утра уже был вылет в Цюрих.

Швейцария

«Только прилетели, сразу сели.» как в песне Высоцкого. Мы сели в автобус и поехали на небольшую экскурсию по Цюриху. Сразу отмечу прагматичность швейцарцев — новые общественные здания они практически не украшают. Аэропорт как был бетонным, так и остался без отделки и в серо-бетонном облике.

1. Аэропорт.

Часовая пробежка в результате которой мы чуть-чуть узнали о городе, банках и Ленине закончилась у автобуса, где нас провожали суровые швейцарцы с альпенхорнами.

2. Цюрих. В правом углу — женская раздевалка на озере. Вода чистейшая.

3. Снова Цюрих. Неплохие тут картинки получаются.

4. Швейцарцы (суровые) с альпенхорнами и сзади наш автобус. Такое ощущение, что нас провожают:). Или встречают…

И мы выдвинулись в Базель, место самого длительного нашего пребывания на стажировке. Самое длительное и самое комфортное. Апарт-отель, с большими комнатами и мини-кухней, которая нам пригодилась правда пару раз, но об этом чуть позже.

День приезда был посвящен рекогонсцировке расположению и доведению до нас планов на дальнейшую жизнь в масштабах стажировки, естественно. Там мы узнали, что Базель стоит на границе трех стран и где-то рядом даже есть посвященная этому стела.

Ну, а следующие дни были почти как в военном училище. Ранний подъем, завтрак и выезд на предприятие/обучение. Поздний приезд, «обсуждение дня» с друзьями, кратчайший сон и снова в бой.

Приезжали мы обычно в районе 7 вечера, может чуть позже. Все магазины в это время были уже закрыты. Поэтому на мини-кухне готовить было особо нечего:).

Да и Швейцария со своими конскими ценами не предполагает частые походы в кафе-рестораны (как они там живут?).

Кстати о том, как живут. В выходные едут в соседнюю Германию, чтобы там закупиться (цены на 20% ниже). А в рабочие дни люди из Германии/Франции едут работать задорого в Швейцарию.

В Швейцарии были в Эмментальской долине, посмотрели и другие города: Берн, Люцерн (очень красивый город на берегу озера).

5. Люцерн. Старинный пешеходный мост.

6. Люцерн. Вот такие интересные ставни на окна

7. Там вообще немало расписных домов. Идешь по центру и постоянно головой вертишь:).

Еще были шоколадная фабрика Камиль блох (шоколада натрескались…), купальни Соле Уно (явно лучше Баден-Бадена).

8. Купальни Соле уно. Фотка не очень, но впечатления передает. В октябре на открытом воздухе поплавать — прикольно. Очень понравилось здесь же «мертвое море». Почувствовал — как это, когда ложишься в воду и не тонешь. И музыку транслируют через воду. Лежишь в невесомости и плаваешь в музыке.

Один из семинаров был в средневековом замке. Отличные виды, чистый Рейн и озера — круто.

Кстати, о чистом Рейне. В один из дней был свидетелем такого эпизода, когда бодрый дяденька лет 45 разделся на набережной, сложил свои вещи в резиновый мешок, прыгнул с ним в Рейн и поплыл домой:). Сопровождающая нас местная жительница сказала, что в октябре это единичные случаи, а летом плавают так многие:). Мне аж самому захотелось попробовать, но стажировка… Тут я не сам за себя отвечал.

9. Сначала я немого затупил, не понимал что происходит. Поэтому дяденьку запечатлел только плывущим.

Германия

Через некоторое время мы прыгнули в родной уже автобус и отправились в дальнее путешествие (аж 15 км) в немецкий пригород Базеля — Лёррах.

Первое, что бросилось в глаза — город более оживленный и в нем как будто больше жителей (Базель после 6 часов почти весь вымирал). Второе — в нем есть магазины, работающие до 10 вечера! А вот отель оказался уже похуже, номера поменьше и без излишеств в виде кухни. Зато внизу оказался хороший греческий ресторанчик с очень адекватными ценами и отличной едой, а на горе над Лёррахом — развалины средневекового замка. Здесь наконец-то мы смогли более-менее спокойно жить. Хотя, конечно же длительные выезды на предприятия никто не отменял.

10.Замок над Лёррахом.

11. Домик в Шварцвальде. Прям хочу там пожить :).

Германия запомнилась посещением Баден-Бадена, поездкой через Шварцвальд (круто!) на семинар и производством Мерседеса.

Именно там я ощутил себя как в фильме Терминатор: кругом роботы, которые делают машины почти без участия людей (я видел от силы человек 5), роботы сами себя проверяют, друг друга контролируют… Тут как раз подумалось, что фильм то далеко уже не фантастика :(.

К сожалению в самом заводе фотографировать было нельзя, поэтому роботов не покажу.

12. Стоянка у завода Мерседес.

Франция

Франция самая расслабленная из всех трех стран, где мы были на стажировке. Но и самая душевная:). На производстве Liebherr (я не знал, что они не только холодильники производят:)) нам показали, рассказали все что можно. А потом еще и накормили так, что с производства все уходили веселые и довольные, как волк в мультике «Жил-был пёс»…

13. Собор в Страсбурге. Место прикольное. Вокруг трактирчики, сувенирка, набережная, с которой отправляются прогулочные кораблики.

Во Франции же были дегустации вин и кофе, опять семинары и заключительная лекция в Страсбургском университете.

14. Вручение свидетельства о окончании стажировки и свидетельства Страсбургского университета. Справа на фотографии — профессор, читавший нам лекцию.

И чуть не забыл — в Франции самые маленькие (мизерные) номера в отелях. Полная жесть.

Бонус

В качестве бонуса у нас было единственное воскресенье, которое мы могли провести по собственному разумению. Часть группы вместе со мной (я же не могу не погонять-не посмотреть на окружающие виды:) решила взять машину и покататься по собственному маршруту.

Мы заехали на Рейнский водопад в Швейцарии (один из двух самых больших в Европе), потом проехали вдоль Боденского озера (обалденные виды) в Линдау (Германия, Бавария).

15. Рейнский водопад.

Кстати вот тут я увидел явное отличие Баварии от других земель Германии. Люди веселее, еда и пиво явно лучше. Понятно почему в Линдау было не протолкнуться:).

16. Открыточный вид Линдау.

17.Вид на Линдау с маяка.

18. То самое хорошее пиво и друг Ревази из Питера.

Потом постояли в воскресной пробке возвращающихся из Германии и доехали до Брегенца в Австрии на том же Боденском озере, но на другой стороне. Брегенц известен своим ежегодным фестивалем, одна из основных сцен которого находится в самом озере, а зрители сидят на берегу.

19.Брегенц. Это не сцена, конечно:), просто беседка на озере.

Самое интересное — переехали виртуальную границу между странами и архитектура изменилась:).

20.Ресторан на берегу озера. Откушали штруделя.

По планам после этого мы собирались «домой» в Лёррах, да и время было уже позднее, но когда на маршрутизаторе увидели, что в 30 км находится Лихтенштейн. мы не смогли там не побывать хотя бы проездом.

Честно говоря не страна, а капля на карте. Территория настолько мала, что мы почти и не поняли, как проехали целое государство. Да и жителей там почти как в моем родном районе — в районе 36 тысяч. Столица — Вадуц, ничего особенного.вообще.

Но, мой великодержавный шовинизм был попран тем, что на этом ограниченном пространстве люди умудряются зарабатывать кучу денег и жить лучше…

Итоги:

1.За время стажировки (13 дней вместе с прибытием/убытием) было посещено больше 25 предприятий, торговое представительство России в Берне, российское консульство в Страсбурге, семинары в различных компаниях и в известном Страсбурском университете.

2.Были опробованы различные сыры (на завтраках и в Эмментальской долине), познакомились с кухней французского Эльзаса, Баварии, Швейцарии (вина и пиво тоже были). Очень прекрасная и сохраненная природа (ну кроме Франции — там раздолбайство и Рейн страшный и грязный).

3. 15 разрозненных человек из различных регионов России превратились в дружный коллектив, который до сих пор продолжает общаться друг с другом.

4. Мирбис отлично организовал эту стажировку (правда на других я не был, но вот мое впечатление именно такое), было несколько трудно из-за сжатых сроков (я даже похудел на 3 килограмма:), но мы смогли увидеть и узнать больше, чем если бы расслаблялись.