И вот это случилось. Первый за 16 лет отрицательный отзыв по моей работе. Причём достаточно разгромный.

И вроде сам виноват — сопротивлялся покупке клиентом квартиры. Но начнём по порядку…(очень много текста).

Клиент пришёл по рекомендации, мы встретились, обсудили все моменты. Я проконсультировал по тем или иным районам Москвы, выбору ипотеки, как всегда обратил внимание — что очень настойчив в плане безопасности сделок с недвижимостью.

Да, все всё поняли, начали работать. Выбрали банки, поняли что делать в первую очередь (а именно — одобряться на ипотеку). Клиент из всех банков выбрал ВТБ по различным причинам.

Я порекомендовал менеджера в этом банке с которым буквально за неделю до этого закончил очень быстро и очень легко сделку по покупке квартиры в Москве.

Ничего не предвещало беды…

Мы начали активную деятельность — в один из дней было организовано 22(!) показа различных квартир. Да, так много обычно риэлторы не показывают, но клиенту нужно было определиться еще и с районом и с требованиями к квартире.

Среди всего этого разнообразия был найден понравившийся клиенту вариант и мы начали обсуждать внесение аванса.

И вот тут-то начались проблемы. То, что говорилось по телефону, не соответствовало реальному положению. Квартира продавалась по доверенности (почему нельзя покупать квартиру по доверенности смотрите здесь). Собственница уехала в Америку до июля и приезжать на сделку не собирается…

Мда. А у нас еще и ипотека-банки то тем более откажут, думал я. Естественно, сразу свернул все дальнейшие переговоры и сообщил клиенту, что нужно искать другую квартиру.

Ан нет. Клиент сказал, что нужно упереться и купить именно это.

Хорошо, попробуем снизить риски. Удалось договориться о том, что аванс вносится до момента приезда собственницы из Америки. Как приедет — выходим на сделку. Безопаснее? Да! Отлично, я рад, пусть и сделка растягивается почти на 4 месяца.

Ничего подобного :(. Клиент захотел покупать сейчас и пусть даже по доверенности. Сколько я ни объяснял риски и возможные проблемы — клиент был настойчив. Плохо, конечно, но только клиент решает — будет ли он покупать квартиру или нет.

Начинаем общаться с банками — двое отказались от сделки с доверенностью (что и ожидалось), но «прекрасный» ВТБ после раздумий решил, что да, они могут выдать кредит под такую сделку.

Подождали пока риэлторы собственника предоставят необходимые документы, со скрипом, но провели оценку — сдали все документы в банк. Время идет -нас кормят завтраками. Каждый день — «страховая пока не дала ответ».

Закинули документы и в другие страховые — большинство отказалось от сделки по доверенности. Клиент на нервах — все ей говорят, что надо отказываться от такой покупки, друзья и знакомые тоже… Сроки выхода на сделку «горят».

Но. Ждём, что скажет последняя страховая -ВТБшная. В предпоследний день перед назначенной сделкой, страховая говорит — ДА! Но, нужно представить завтра на сделку свежие документы из ПНД и НД, причем с особой записью в них…

Ну-ну. И не отказали вроде и отмазались. Естественно за один день невозможно получить необходимые справки, тем более, если собственник находится в Америке, о чем все знали.

А кульминацией всего было решение банка — «вы можете провести сделку без страховки, только процент по ипотеке будет выше». Отлично :(! Клиент покупает небезопасную квартиру без страховки с риском расторжения сделки, а банк ещё и «наказывает» его за это повышением ставки.

Козлы. Лучше бы сразу сказали, как остальные, что сделки с доверенностями они одобряют на особых условиях.

Вот. Итог таков — квартиру все-таки купили, клиент получил то, чего так сильно добивался. А шишки все посыпались на меня — «очень плохо организовал сделку, ничего не знает и т. д. и т. п.»

А я вот думаю — правильно ли мы делаем, что при желании клиента купить небезопасную (по итогам наших проверок) квартиру, помогаем ему сделать это? Может правильнее отказываться?

Мой мотив такой — клиент решает сам, если он хочет купить такую квартиру — это его право. Мы же должны сделать так, чтобы хотя бы в остальном, сделка прошла правильно и безопасно.

P. S. Обычно если мы не рекомендуем покупать какой-то объект, клиент соглашается и мы находим другой, чаще даже лучше. Это первый раз, когда клиент захотел и настоял на такой покупке.